Искусство, возвращающее к жизни
Канцелярский писец Василий Суриков однажды ради забавы на одной из бумаг нарисовал муху. И положил бумагу поверх остальных. Каждый вошедший в комнату пытался эту муху согнать. Попытался прогнать насекомое и оказавшийся в канцелярии П. Замятин, на тот момент губернатор Енисейской губернии. Разобравшись, в чём дело, он заинтересовался талантом молодого писца. И, просмотрев его работы, ходатайствовал перед Советом Академии художеств о зачислении Василия Сурикова учеником. Так началась творческая биография живописца.
В ноябре 1875 года Василий Суриков окончил Академию художеств, получил звание классного художника первой степени и последующие два года работал над созданием фресок для храма Христа Спасителя. Остаётся только сожалеть, что увидеть их мы уже не можем.
Исторические полотна «Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Берёзове», «Боярыня Морозова» известны всем. Художник подходил к работе со всей тщательностью, прорабатывая каждого персонажа, продумывая каждый жест. Все эти картины были созданы в годы счастливой семейной жизни: в 1878-м Суриков женился на Елизавете Шаре. У любящих супругов родились две дочери.
Но в 1888-м Лиза скончалась. «Тяжко мне, брат Саша. <…> я сам за ней ходил, за голубушкой, все ночи не спал, да не привёл Бог мне выходить её <…>
Вот, Саша, жизнь моя надломлена; что будет дальше, и представить себе не могу…» — писал Василий брату.
В то время он совсем не мог работать и принял решение поехать на родину в Красноярск. Там, среди родных и близких, в атмосфере, знакомой с детства, радость жизни и желание творить вернулись. И художник создал одну из самых светлых своих работ – «Взятие снежного городка».
✍🏻 Игру взятия снежного городка он знал ещё с малого детства. Однажды дед Александр Степанович повёз его в Торгошино поглядеть на эту игру. На всю жизнь запомнил тогда Вася взмыленного коня, который, проломив снежную стену, проскочил совсем рядом с их кошевой и комьями снега закидал его и деда. Игра эта осталась от глубокой старины в память завоевания Сибири Ермаком. Во многих сёлах строили на Масленицу снежные городки, но торгошинцы заранее лепили целые крепости, с пушками, бойницами, башнями, фигурами зверей или конскими головами. Потом крепость заливалась водой, и она, как хрустальная, радужно сверкала под солнцем. Красота была необычайная! Лихие всадники-казаки с разбегу налетали на городок! Не всякий конь шёл на крепость, иные шарахались в сторону, вставали на дыбы, упирались, а то и сбрасывали всадника. Ну тогда совсем позор — в снегу вываляют, тумаков надают, народ всё озорной, весёлый, с хворостинами, с плётками. Машут, кричат, хохочут, не подпускают коня к крепости, а другие наоборот — подстёгивают, дразнят, гонят на штурм. Шум, крик, свист, улюлюканье… (из книги Н. Кончаловской «Дар бесценный»)
Кстати, прототипами персонажей в красиво украшенных санях (правая часть картины) стали брат художника Александр, племянница Таня и подруга семьи Е. Рачковская, а момент разрушения крепости конём Василий Иванович писал с натуры, когда был выстроен целый снежный городок и проходила увлекательная игра по его взятию.
Картину «Взятие снежного городка» выставляли в 1900 году на Всемирной выставке в Париже. Полотно получило именную медаль. А автор говорил:
— Народное искусство — хрустально чистый родник. К нему и надо обращаться.